о парочках

К вопросу о влиянии литературы на психическое развитие.

Первый раз я прочитал "Троих в лодке..." Джерома лет в десять. Чувство юмора у меня тогда было гипертрофировано, поэтому удовольствие от книжки было невероятное, и перечитывал её я несколько раз в год. В ней есть пассаж о влюбленных.

Случалось ли вам жить в доме, где есть влюбленная пара? Что это за наказание! Скажем, вам захотелось посидеть в тишине, и вы идете в гостиную. Вы открываете дверь, и до ваших ушей долетает странное восклицание, словно кто-то вдруг вспомнил нечто очень важное; когда вы входите, Эмили, стоя у окна, с напряженным вниманием наблюдает за противоположной стороной улицы, а ваш друг Джон Эдуард на другом конце комнаты поглощен изучением альбома с фотографиями неведомо чьих бабушек и тетушек.
— Ах! — говорите вы, застывая в дверях.— Я понятия не имел, что здесь кто-то есть.
— Да неужели? — холодно отвечает Эмили тоном, который не оставляет сомнений в том, что она вам попросту не верит.
Послонявшись некоторое время по комнате, вы мямлите:
— Как здесь темно! Почему бы вам не зажечь газ?
Джон Эдуард говорит, что он не заметил, как стемнело. Эмили говорит, что папа не любит, когда газ зажигают слишком рано.
Вы сообщаете им газетные новости и подробно излагаете свою точку зрения на ирландский вопрос, но они не проявляют ни малейшего интереса. "О!", "Неужели?", "Правда?", "Да?", "Не может быть!" — вот и все их комментарии. После десятиминутной беседы в таком стиле вы бочком выбираетесь из комнаты и, к величайшему своему удивлению, слышите, как дверь с треском захлопывается за вами без малейшего участия с вашей стороны.
Через полчаса вы идете в оранжерею выкурить трубку. Единственный стул занят Эмили; Джон Эдуард, насколько можно судить по состоянию его костюма, только что сидел на полу. Они ничего не говорят, но в их взглядах, обращенных на вас, вы можете прочесть решительно все нелестные выражения, какие только допустимы а цивилизованном обществе: вы панически отступаете и плотно притворяете за собой дверь.
После этого вы уже не рискуете сунуть нос ни в одну из комнат этого дома. Вы прогуливаетесь некоторое время вверх и вниз по лестнице, а потом решаете засесть у себя в спальне, наверху. Но вскоре вас начинает одолевать скука, и вы надеваете шляпу и спускаетесь в сад. Вы бродите по дорожкам и, проходя мимо беседки, заглядываете в нее, и там, забившись в самый угол, сидит все та же пара юных идиотов; они видят вас и явно начинают подозревать, что вы преследуете их с какой-то дьявольской целью.
— Почему бы не отвести в доме специальное помещение для таких занятий и не посадить туда этих остолопов? — бормочете вы и тут же кидаетесь в холл, хватаете зонтик и бежите куда глаза глядят.

Теперь я чувствую себя очень лишним, когда нахожусь рядом с какой-то знакомой парой. Я знаю, что с большой вероятностью я им безразличен, если они увлечены общением друг с другом, и что это обычные люди, когда не увлечены. Но все равно мне приходится делать немалое усилие, чтобы смотреть на вещи именно так.

Особо тяжёлый случай - когда из пары я знаю только одного, а со вторым мы не знакомимся сразу.

Артемий Трегубенко,
, , ,

комментарии